Как научить ребенка жить в мире с другими людьми? Этим летом в образовательном центре «Гаража» проходят открытые мастерские в рамках проекта художников Ильи и Эмилии Кабаковых «Корабль толерантности». С 12 до 16 часов можно привести ребенка на занятия, где сначала педагоги рассказывают о дружбе народов и разнообразии культур, а потом помогают нарисовать картину, которая станет частью арт-инсталляции — парусом настоящего деревянного «Корабля толерантности». «Московские новости» посмотрели, как проходят занятия.
Вопросы толерантности в Москве сейчас обсуждают как никогда горячо — к примеру, в недавнем исследовании «Левада-центра» москвичи назвали обилие мигрантов из бывших советских республик и Северного Кавказа главной социальной проблемой города. В то время как молодежная националистическая организация «Светлая Русь» устраивает рейды против нелегалов, живущих в московских подвалах и на чердаках, а национально-гламурный интернет-ресурс «Спутник и погром» объясняет хипстерам, почему в XXI веке стоит быть консерватором и ксенофобом, «Корабль толерантности» набирает обороты. Идея впервые была реализована в 2005 году, а в 2010-м «Корабль» был отмечен премией Cartier как лучший художественный проект года. С тех пор он побывал в Венеции, на Кубе и в Майами, в Нью-Йорке и многих других городах мира. Осенью 2013 года корабль появится на Пионерском пруду парка Горького.
Преподавательница образовательного центра — молодая и симпатичная Мила показывает мне десятки уже собранных детских рисунков: вот белая девчушка плавает в бассейне с друзьями — китайцем и африканцем, вот велопрогулка ребят с разным цветом кожи, а вот разноцветные дети идут в поход по горам. Потом изо всех этих работ сошьют большой-пребольшой парус и поднимут его на мачту «Корабля толерантности».
«Мы были в Канаде, Майами, на Гавайях, в Германии и Португалии, а вообще живем в Лондоне», — лопочет на английском мальчуган лет пяти, когда Мила спрашивает его, где он бывал. Маленького Себастиана и двух его друзей, Линду и Генри, привели на мастер-класс одними из первых.
На всех парусах
Илья и Эмилия Кабаковы — российские художники, живут и работают в США. Илья Кабаков — один из самых известных представителей московского концептуализма, с 1988 года работает в соавторстве с женой Эмилией, которая начинала карьеру в качестве куратора и арт-дилера. «Корабль толерантности» — это проект-диалог, образец современного паблик-арта. «Он обращен ко всем, а не к избранному кругу интеллектуалов», — поясняет Илья Кабаков.
Педагогическая методика такая: сначала преподаватели (их всего двое — Мила и ее напарница) очень просто и доходчиво рассказывают детям о том, что такое толерантность вообще, обсуждают ее бытовые аспекты. У каждого мастер-класса своя тема, к примеру, лейтмотив сегодняшнего занятия — национальные костюмы. «Самое важное — донести до ребят, что все мы люди, и вещей, которые нас объединяют, гораздо больше, чем вещей, которые нас разнят», — говорит Мила.
В течение ближайших нескольких часов английская речь будет свободно журчать в просторной и светлой студии, где проходит занятие, одновременно с русской, французской и испанской. Московские экспаты водят детей на «Корабль толерантности» с большим удовольствием.
Неподалеку напарница Милы разговаривает с русскими ребятами Сережей и Катей. Мальчику шесть, девочке три. Их родители не знали о проекте, но, услышав про «Корабль толерантности», с удовольствием соглашаются оставить детей на пару часов — дело хорошее.
«Вы бывали за границей? Общались там с местными ребятами? А видели их костюмы?» — спрашивает преподавательница. Ребята в легком замешательстве. Сережа говорит, что в Турции и Египте они общались в отеле с детьми других отдыхающих, даже подружились. Насколько такой метод эффективен? «Ребята осознают, что ко всем людям стоит относиться одинаково, несмотря на цвет кожи и разрез глаз. Недавно у нас была маленькая девочка, которая сначала говорила, что не станет никогда общаться с неграми. Но после того мастер-класса она нарисовала полотно, где изобразила себя и чернокожего мальчика в бассейне».
Потом девушка достает айпад и показывает ребятам людей в разных национальных костюмах. Здесь дети заметно оживляются — Сережа при виде гаджета, Катя при виде платьев. Дальше все обсуждают эскизы будущих картин.
После беседы с преподавателями ребята рисуют эскиз будущего рисунка. Тут и солнце с облаками, и цветы, и мальчики и девочки, гуляющие вместе, и велосипеды с квадратными колесами, и розовые слоны.
Многие родители не уходят, остаются приглядеть за ребенком, а потом увлекаются и тоже начинают рисовать. Наташа пока слишком маленькая, чтобы изобразить толерантность не абстрактно, у нее получаются каракули. «Мне нравится, почти Матисс», — говорит ее отец — Эндрю, сотрудник западного инвестбанка. Они уже завсегдатаи в образовательном центре, поэтому приходят и сразу садятся рисовать, обходясь без предварительной беседы.
Когда эскизы готовы, ребята надевают фартуки и идут к чистым холстам, приклеенным к полу. И тех и других смешит хлюпающий звук, с которым краска вытекает из банки. «Мама, мама, смотри, тюбик пукает», — эта фраза звучит и на русском, и на английском, смеются все.
Испанка Натали приходит с сыном тоже далеко не в первый раз. «Здравствуйте, а можно мы сразу рисовать начнем?» — здоровается она с преподавательницами. На своего двухлетнего сына она надевает специальный пластиковый фартучек-попонку, и оба начинают с увлечением вместе рисовать желтую спираль.
В сущности, образовавшаяся вокруг проекта интернациональная тусовка детей и родителей и есть живое олицетворение толерантности как она есть. Все вежливы друг с другом, улыбаются и готовы прийти на помощь. За те несколько часов, что я провела в студии, многие ребята перезнакомились друг с другом и стали общаться. «Ну конечно, к нам приводят детей из интеллигентных, образованных семей, где слово «толерантность» не пустой звук, а норма. Мы никому ничего не навязываем — все базовые ценности ребенка идут из семьи», — объясняет Мила.
Двенадцатилетняя Надя с мамой оживленно обсуждают будущий рисунок. «Я хочу нарисовать хоровод», — говорит Надя и берется за дело. «Ты уверена, что справишься? Хоровод с выбранного тобой ракурса рисовать не так-то просто», — беспокоится мама. Постепенно на холсте появляется и сама Надя, и ее подруги в национальных платьях.
«Конечно, я считаю, что ребенку важно быть терпимым к другим. Мы дома об этом часто говорим, а сейчас пришли скорее просто порисовать», — объясняет мне мама девочки.
Ребята рисуют долго и увлеченно — кто-то по часу, кто-то больше, процесс очень затягивает. Когда картины готовы, ребята подходят посмотреть, что получилось у их коллег по кисти. Мила приглашает всех на открытие корабля-инсталляции, которое состоится в День города 7 сентября.
Сам корабль обычно приезжают собирать студенты-инженеры из Манчестера.