Неразгаданные тайны морей и океанов
В годы Великой Отечественной войны, опираясь на прошлый опыт организации подготовки кадров для армии и флота, были созданы суворовские военные и нахимовские военно-морские училища по типу старых кадетских корпусов. Создание таких училищ было велением времени и стало заметной страницей в истории советской армии и флота.
К сожалению и большому сожалению приходится констатировать, что о перспективе развития таких учебных заведений, о жизни и учебе в них, обидно мало говорят и пишут. А жаль! Ведь эти учебные заведения призваны готовить и выпускать государственных людей.
Нахимовские военно-морские училища (среднее учебное заведение закрытого типа), - новая колыбель российских флотоводцев, были образованы в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКПБ) от 21 августа 1943 года и были призваны для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских учебных заведениях и последующей службе в Военно-Морском Флоте в качестве офицеров. ( далее ) Первым, приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота Н.Кузнецова от 16 октября 1943 г., было создано Тбилисское Нахимовское военно-морское училище. Затем были созданы Ленинградское Нахимовское военно-морское училище (постановление СНК СССР от 21 июня 1944 г.) и Рижское Нахимовское военно-морское училище (Приказ Народного комиссара Военно-морского Флота от 21 июля 1945 г.).
Славная история и славная традиция у этих училищ. Каждое из них уникально, но они были объединены одной целью - готовить патриотов своей Родины и ее Военно-морского Флота. И они успешно, как показало время, справлялись с этой задачей. Наименование "Нахимовские" эти училища получили в честь великого русского флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, Героя Крымской войны 1853-1856 г. г. Он особенно дорог нашему народу тем, что максимум своих интеллектуальных и моральных сил отдал служению России в наиболее тяжелый промежуток времени от кровавого подавления восстания декабристов до Крымской войны. П.С.Нахимов был прогрессивным военным деятелем, признанным авторитетом в различных областях военно-морского дела, талантливым воспитателем моряков. "Из трех способов, - говорил он, - действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером - последнее есть вернейший".
Вера в высокие моральные качества русского матроса, забота о нем, протест против крепостнических порядков на флоте, умение найти наиболее рациональные формы и методы боевой подготовки принесли ему большую популярность. Адмирал М.П.Лазарев так характеризовал своего ученика: "Чист душою и любит море". П.С.Нахимов прожил 53 года, из которых 35 провел в морских походах.С большой гордостью каждый воспитанник Нахимовских училищ носит имя этого человека.
Первоначально в Нахимовские училища как правило брали "детей воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны". В них принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 лет с общеобразовательной подготовкой соответствующей возрасту в объеме 2-6 классов начальной школы. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении. Им была установлена военно-морская форма одежды.
Еще шла жестокая, кровопролитная война с фашизмом, еще стояли в руинах тысячи наших городов и сел, и требовались колоссальные усилия и средства на полный разгром врага и восстановление разрушенного народного хозяйства, но страна в этих условиях нашла возможность и окружила детей войны заботой и вниманием.
Для этого были отозваны с действующих флотов и фронтов опытные педагоги и воспитатели, найдены удобные помещения для жилья и учебы, отобраны первые воспитанники.
В состав первых воспитанников Тбилисского нахимовского военно-морского училища в возрасте 8 лет приняли и меня. Первых нахимовцев одели, обули, накормили и отогрели их детские души, ожесточенные войной. С этого момента мы стали жить на полном государственном обеспечении. Флотская одежда, в которую нас переодели, преобразила всех мальчишек и внешне и внутренне. Еще бы, облачиться в полосатую тельняшку, темно-синюю форменку с голубым форменным воротничком, с тремя белыми полосками, символизирующими первые победы Российского Флота, приодеть форменные брюки, которые старались расклешить, подражая бывалым мореманам, затянуться широким ремнем со сверкающей бляхой, надеть легендарную бескозырку, получить бушлат, не это ли мечта каждого пацана. Жизнь наша преобразилась, мы начали нелегкий путь к морям.
Боевые офицеры, прибывшие с флотов и фронтов, приступили к самым мирным и благородным профессиям - учителя и воспитателя. В училищах были созданы коллективы из лучших преподавателей и воспитателей, рабочих и служащих.
К детям военного лихолетья пришли люди любящие детей и преданные детям. Эти добрые, мудрые люди передавали нам свой богатый жизненный опыт и опыт службы в частях и на кораблях.
Нам, первым нахимовцам, глубоко вошли в память те первые пусть и тяжелые дни становления первых училищ. Мы постоянно ощущали на себе, как умело, сочетая функции преподавателя и воспитателя, эти люди овладевали нашими умами, душами и сердцами. Мы все под их пристальным вниманием, еще не всегда до конца все понимая, стремились (за редким исключением) к знаниям, к овладению профессией защитника Родины.
В древности говорили, что слова учителя - в судьбе учеников. И они учили своих молодых питомцев, что людей воспитавших свою жизнь флоту, роднит море. А море выковывает лучшие черты духовного облика истинного морехода - любовь к родной земле, готовность отстаивать каждую ее пядь от иноземных захватчиков, умение побежда'1 врагов в самой сложной природной и боевой обстановке. Нас учили не искать путей легких, а искать пути славные. Каждодневно внимая их слову, мы понимали, что нелегкая флотская служба всегда была суровым испытанием всех физических и духовных возможностей моряка. И тем крепче становилась убежденность всех нас, что посвятить свою жизнь службе на море всегда было, есть и будет делом сложным, но почетным и ответственным.
Из первых воспитателей и преподавателей моего училища, хотелось бы назвать по- отцовски добрых, мудрых в отношениях с детьми, Брусникина Евгения Васильевича, Ченчика Николая Филипповича, Мишина, Панина, Шайхетова Бориса Владимировича, Потапова Леонида Николаевича, Делюкину Татьяну Валентиновну, Грицак Ольгу Федоровну, Кельс и многих, и многих других, чьи имена в каждом сердце их воспитанников. Они смогли найти нужные слова и подход к детям, не по возрасту ставших взрослыми. А первыми, кого им пришлось воспитывать и учить, были юные фронтовики - сыновья полков и юнги, имевшие правительственные боевые награды. Назову юных героев всех училищ. Это участник героической обороны Севастополя Боря Кулешин и партизан Вася Чертенко, на детской груди которых сияли орден "Красной Звезды" и медали, у Васи Осадчего сверкали три боевых медали, Боря Кривцов был награжден медалью "Нахимова", Костя Гавришин медалью "Ушакова", Петя Паровов орденами "Красной Звезды", "Славы 3-й степени" и медалью "За отвагу", юнга с торпедного катера Лялин, за проявленное мужество, награжден орденом "Красной Звезды". Им было в ту пору двенадцать - пятнадцать лет. Они вместе с нами - детьми от школьной скамьи и улицы мечтали учиться и стать морскими офицерами. И наша мечта сбылась.
Конечно, были трудности и сложности, конечно, не все ладилось в те уже далекие годы. Но был все побеждающий подъем у всех от мала до велика. И это помогало незаметно для каждого справляться со всеми невзгодами того сложного, но светлого времени. На наших глазах совершенствовались распорядок жизни, быт, процесс обучения и воспитания, постоянно улучшалась материально-техническая база училища. Распорядок жизни у нас был казарменным: подъем, зарядка, занятия, обед, отдых, ужин, самоподготовка, свободное время, вечерняя прогулка, отбой. Но в этой строгой последовательности билось живое сердце большого коллектива. Наш однообразный быт был украшен концертами, подготовленными своими силами и приглашенными артистами. Выход училища в тот или иной театр, был всегда событием. В торжественном строю, под оркестр, мы шли по городу с песнями с горделивым желанием постичь силу искусства, приобщиться к его таинству.
Знания мы стали получать сначала в слабо оборудованных помещениях, а затем в новых учебных классах и кабинетах по военно-морской подготовке, физике, химии, биологии, истории и географии, рисования и черчения, литературы и математике; трудовые навыки получали в столярных, радиотехнических и других мастерских. Была и трудовая практика. Мы ремонтировали дороги, занимались всевозможными хозяйственными работами, разгружали баржи с дровами, вагоны с углем и т.п. С каждым годом уроки становились все живее, интереснее и нагляднее. В классах и кабинетах постепенно стало появляться современное оборудование, разнообразные учебные пособия, кинопроекторы, магнитофоны и другая современная аппаратура.
В училищах была создана такая обстановка для занятий, которая позволяла изучая теорию, развивать у нас морские качества, прививать любовь к романтике службы на флоте и давать глубокие и всесторонние общеобразовательные знания. Это достигалось различными приемами, подходами наших воспитателей и преподавателей. Что стоит вспомнить крылатое выражение всеми любимого преподавателя по математике Мартиросяна, когда он говорил с армянским акцентом забывчивому воспитаннику "Садись на штаны и думай". И мы садились, и действительно думали. Учились, конечно, все по-разному. Я, например, в течение 10 лет в разное время был и отличником и хорошистом и троечником. И все оттого, что моя детская энергия рассеивалась то на спорт, то на рисование, то на чтение. Любил читать и читал запоями ,что безусловно влияло на качество моей учебы. Друзья мои Юра Филипьев, Володя Киселев учились ровно, хотя не меньше меня увлекались спортом, чтением и другим. А результат: Юра Филипьев закончил училище с золотой медалью, Володя Киселев с серебряной, я же середняком. После окончания учебы в училище, Юру Филипьева и меня направили учиться в 1-е ВВМУ подводного плавания. Так мы с ним стали подводниками. Но это уже другой рассказ о жизни нахимовцев, о котором тоже следует писать. И это должно быть интересно многим.
Большое внимание обращалось на строевую подготовку. Чем достигалась подтянутость, выправка, чувство локтя товарища и другие нужные для жизни каждого из нас навыки. А коль нахимовцы жили по уставу, приходилось нести службу внутри помещения и снаружи. Вспоминается "караул" на хозяйственном дворе, у конюшен с двумя лошадьми. Ночь, тревожно, хотя ты и вооружен немецким штыком, чуть меньше твоего роста. Но сколько было взрослости, гордости за доверие. И страх уступал...
Особую роль, безусловно, сыграла учебная практика, включающая в себя военно-морскую, общевойсковую и общефизическую подготовку.
У нас была возможность заниматься всеми видами спорта на плановых и секционных занятиях. Каждый из нас имел спортивных разрядов по разным видам спорта. Часто проводились училищные, городские, областные спортивные соревнования. В 1949 году была проведена Спартакиада суворовских и нахимовских училищ. На этом спортивном празднике Тбилисское нахимовское училище среди всех участников заняло 16 место, а среди нахимовских - первое. Нас обучали бальным и классическим танцам. А какие устраивались впечатляющие и волнующие балы с приглашением очаровательных сверстниц. Правда, они проводились для старших воспитанников. Малышей же к ним не допусками, но малыши искали любую возможность, чтобы быть рядом и подсматривать этот фейерверк мальчишеских чувств. Дух захватывало от их торжественности, радость общения нас - мальчишек в морской форме со школьницами в бальных нарядах во время училищных вечеров. Здесь с благодарностью хочется вспомнить нашего учителя танцев Мерзояна, которого мы любя называли "маркиз-де-Мерзоян". Его призыва к танцам: "Les cavaliers invitent les damas" или "Les cavaliers chercheut les damas" и вызывали огонь мальчишеских чувств, и уже ничего не могло остановить нас. Возбуждение и радостные, с определенной долей робости, мы приглашали "дам" и кружились в вихре танца.
Нам преподавали иностранные языки, прививали правила хорошего тона, знания этикета.
Каждый из нас, выбрав дорогу к морю, мог найти себя в искусстве и в литературе, в музыке и в живописи. Для этого были созданы все условия. Посеянные в благодатную почву семена, дают, как известно, хорошие всходы. Среди воспитанников училищ были достаточно талантливые музыканты, певцы, поэты и живописцы. Но никто из нас не жалел, что вступил на путь служения Родине в рядах ее славного Флота.
Практические навыки, физическую закалку воспитанники всех училищ приобретали в летних лагерях на Черном море в поселке Фальшивый Геленджик, на Балтике, и в одном из живописных уголков на Карельском перешейке. В морских походах на шлюпках и кораблях проверялись моральные и физические качества каждого из нас. Конечно, самым ярким впечатлением, которое остаётся у каждого нового юного поколения моряков это, безусловно, морская практика. Первая встреча с морем, первое плавание на шлюпках под веслами и парусом, первые походы на учебных и боевых кораблях, первый шторм, первые победы над морской стихией - это не стирается из памяти, это остается навсегда. А в последние годы, (это относится к ленинградским воспитанникам) уже традиционными стали дальние морские походы с посещением портов своих и зарубежных стран. И всегда мальчишки в морской форме - полпреды нашей страны, полноправные представители славного военно-морского флота, вызывают уважение и неподдельное восхищение наших людей и иностранцев, непременно показывая высокие морские навыки, строевую подтянутость и дисциплину. Морская практика помогала нам найти себя, убедиться, что сделан правильный жизненный выбор.
Шли годы, напряженные учебные будни сменялись праздничными днями и торжественными событиями, которые в памяти каждого из нас отставляли неизгладимые впечатления.
И, конечно, одним из волнующих воспоминаний первых тбилисских воспитанников стало вручение училищу 1 апреля 1945 года начальником ВМУЗов легендарным генерал-майором А.Татариновым Знамени, под которым проходил потом большой, полный романтики путь всех поколений училища. Под этим Знаменем 1 мая 1951 года Тбилисское нахимовское училище впервые прошло на параде по Красной площади - главной площади страны. Первым знаменосцем стал один из первых нахимовцев, будущий акванавт нашего флота Юра Филипьев. В последующем нахимовцев стали традиционно приглашать в Москву на парады.
За годы существования этих нахимовских училищ не одно поколение юношей прошло школу флотской дружбы и настоящего братства. Все выпускники этих училищ воспитаны в духе верности флоту, преданности Отечеству, готовности к самопожертвованию, верности славным традициям Родины и ее Военно-Морского Флота. И есть уверенность в том, что как бы ни сложилась в дальнейшем наша жизнь, мы останемся до конца своих дней верны флотскому братству.
10.09.1955 Тбилисское Нахимовское военно-морское училище было расформировано.
Источник: nvmu.ru, автор: В. Шевченко. Кандидат военно-морских наук, cтарший научный сотрудник, профессор АЕН РФ, капитан 1 ранга в отставке
Историческая дата: 16.10.1943
Фото и статья здесь: http://nvmu.ru/pages/tnmvu.htm
|
|